Фрагмент для ознакомления
2
За последние несколько лет нам приходится часто слышать о толерантном мире, в котором не будет больше насилия и жестокости, в котором буде ценится единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но одними словами, как говорится, сыт не будешь и их нужно подтверждать практикой. А для этого нужно начинать воспитывать в людях толерантность посредством развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения и взаимодействия, искусства жить в мире отличных друг от друга людей Возрастающая злоба и ненависть к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, на сегодняшний день захлестнула современный мир. Следствие несформированности толерантности и навыком сплоченного существования между людьми это и локальные войны, и террористические акты, а также преследование национальных меньшинств и беженцев. [6;42]
Многогранность феномена толерантности позволяет рассматривать его в разнообразных аспектах. Можно выделить несколько основных подходов к изучению феномена толерантности.[11;65-66]
Аксиологический подход. Толерантность — это одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Толерантность как ценность основывается не на противостоянии, а на сосуществовании с другим; не на отрицании, а на признании «иного»; не на покорном терпению насилия, а на его преодолении.
Гносеологический подход предполагает применение богатого потенциала теории познания для понимания самой сущности толерантности, ее истинности и достоверности, отношения к реальности, выявление ее личностных, социально-групповых, общецивилизационных и государственно-национальных параметров; помогает определить границы толерантности, на которые оказывают влияние политические и исторические традиции, культурное своеобразие, современное состояние общества.
Исторический подход помогает проследить динамику становления и развития феномена толерантности; способствует выявлению культурной специфики этого феномена.
Ксенологический подход базируется на различном отношении субъекта толерантности к «иному / чужому». М. Уолцер выделяет пять типов возможных отношений, которые составляют толерантность:
1. отстраненно-смиренное отношение к отличиям во имя сохранения мира;
2. позиция пассивности, милостивого безразличия, расслабленности к различиям;
3. вытекает из своеобразной моральной стойкости — принципиального признания того факта, что и «другие» имеют права, даже если их метод пользования данными правами вызывает неприятие;
4. выражает открытость в отношении «иных», любопытство, вероятно, даже уважение, желание учиться и прислушиваться;
5. всевозможное «восторженное одобрение отличий».[21;33]
Лингвокультурологический подход к термину «толерантность» подразумевает рассмотрение феномена с нескольких уровней: лингвокогнитивный уровень — раскрытие сущности значения «толерантность» через анализ языковых средств, которые объективируют его в языке и представляют его в семантическом пространстве языка; коммуникативный уровень — раскрытие проявления толерантности в межличностном общении, особенностей коммуникативного поведения этнической группы.
Дж. Лорсен, охарактеризовывая разнообразные типы толерантности, в основе которых находятся некоторые сферы научного знания, цитирует М. Турчетти, выделяющего четыре таких типа: психологическая толерантность (включающая в себя сострадание, милосердие, сдержанность, вежливость и снисхождение), правовая, или юридическая толерантность (первое важное освобождение от государственной религии), догматическая или богословская толерантность (толерантность обширного богословского воззрения на отклоняющиеся взгляды внутри него) и экклессиологическая толерантность (терпимость господствующей церкви по отношению к другим церквям). С точки зрения психологии толерантность, по словам А.Г Асмолова – это «понятие имеющая много аспектов и может рассматриваться в психологии как с позицией личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность — это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках».
С точки зрения представителей свободной и гуманистической педагогики в процессе воспитания проявления толерантности характеризуется доверием к развитию личности ребенка, предоставлением ему свободы, предоставления ему возможность стать кем он должен стать.[17;101-110]
Рассмотрим основные виды толерантности:
1. Религиозная толерантность. В религиях народов содержится сакральную составляющую, отличающую ее от иных конфессий. В прошлые столетия, полагая собственное вероучение единственно истинным - правители различных стран предпринимали военные походы для обращения иноверцев в собственную религию. Что представляет собой религиозная толерантность в наше время? Человек обладает правом на любое вероисповедание, которое принято в его стране, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к иной вере является залогом мирного взаимодействия между людьми.
2. Толерантность к инвалидам. Сострадание и милосердие ко всему живому являются важными чертами человека, которые закладываются в детстве при адекватном воспитании родителями. Проявление толерантности в отношении к людям с ОВЗ – это в высшем смысле помощь в их адаптации и социализации, в качестве полноправных членов социума. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест являются важными составляющими толерантности.
3. Гендерная толерантность. Принадлежность к собственному народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей является этнической идентичностью. Толерантность в межнациональных отношениях являет себя в уважительном отношении к укладу жизни иных народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах обладает глобальным значением. Обратной стороной является интолерантность (нетерпимость) как повод для разжигания межнациональной розни.
4. Политическая толерантность. Толерантность в политике является готовностью правительства к конструктивному диалогу с иными странами. Полностью представлена в государстве с демократическим режимом власти и проявляется в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении человеческих прав, уважительном отношении к другим политическим убеждениям, которые не противоречат законодательству. Политическая толерантность является глобальным процессом, от которого зависит мир на нашей планете.[8; 44-45]
Политкорректность и толерантность взаимопроникающие термины в современном социуме. История вопроса о политкорректности появилась в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black», которое применялось к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения в отношении иной расе, полу, сексуальной ориентации и т.п. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает каждую сферу социума.
Таким образом, психологами толерантность рассматривается в качестве терпимости, снисходительности к кому- либо, чему-либо.
1.2. Проблема толерантности личности и пути ее развития
Сегодня проблематика толерантности, поликультурных отношений и межнациональных связей стоит как нельзя остро.
Социум становится все более интернациональным. Переплетение различных культур неизбежно, данный процесс постоянно формируется. На сегодняшний день национальность и место жизни человека, народа и культуры абсолютно не связаны между собой. Жителя Уганды можно встретить в Канаде, китайца в России, француза в Гвинее и, как правило, данная ситуация не вызывает проблем. Ненависть, недопонимание, неприязнь и вражда возникают в том случае, когда социум или отдельные члены общества неграмотны в отношении толерантности, когда они пытаются совершить попытки навязать собственные ценности другим, имеют многообразные предубеждения и предрассудки. Все эти вопросы и проблемы не являются новыми. Следует отметить, что понятие толерантности было принято на мировом уровне уже в 16 ноября 1995 году, Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Интолерантность — это неприятие иного человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, деструктивное и агрессивное поведение.[2; 231]
На сегодняшний день существует несколько обозначений понятия «толерантность». Рассмотрим некоторые из них:
Толерантность – это социологический термин, который обозначает терпимое отношение к другому мировоззрению, поведению, образу жизни, обычаям. Толерантность неравнозначна безучастию, не обозначает принятия другого мировоззрения или образа жизни, она заключена в предоставлении иным людям права жить в соответствии со своим мировоззрением. [13; 78-79]
Толерантность – это терпимое отношение к взглядам иного рода, привычкам, нравам. Толерантность нужна по отношению к особенностям разнообразных наций, народов и религий. Она представляет собой признак уверенности в себе и осознания надежности собственных позиций, признаком открытого для всех идеологического направления, которое не опасается сравнения с иными точками зрения и не сторонится духовной конкуренции. [4; 15-16]
Из всего вышеизложенного следует, что толерантность является интернациональным понятием, то есть, оно интерпретируется во всех странах и культурах практически идентично и во всем мировом сообществе обозначает одинаковые вещи.
Так как черты личности, которые отвечают за формирование толерантности занимают значимое место в исследовании, мы рассмотрим их более подробно.
Первым параметром, который способен охарактеризовать толерантную личность является ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость). Данный параметр до сих пор относится к спорным. Значительное количество исследователей отмечают значимость как раз социальной ориентации (ориентация на общество), а не индивидуальной при формировании толерантности. К ним относят таких ученых как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др., и это не случайно, так как вся советская педагогика и система общественного устройства была выстроена на коллективизме, когда каждый член социума обязан был быть социально-ориентированной личностью.
Кроме того, Г. Оллпорт в своих трудах опровергает значимость индивидуальной ориентированности в формировании толерантности. Он говорит, что сконцентрированность на себе имеет прямую связь с пассивной позицией в социуме. Пассивность зачастую определяют как деструктивную установку в межличностных взаимоотношениях. Конечно, индивидуализм и пассивность могут лишь в крайне редких случаях влиять на формирование толерантной личности.
Следующий параметр, который выделен Г. Оллпортом — это потребность в определенности (признание многообразия, готовность выслушать всякую точку зрения и чувство меньшего дискомфорта в состоянии неопределенности). Данный параметр нельзя считать абсолютным показателем толерантной личности. Сам Г. Оллпорт говорит, что определенность является понятием во многом тождественным категоризации. Категоризация — это механизм, который использует наше сознание для облегчения осознания всего окружающего. Достаточно часто склонность личности к категоризации сводится к возникновению множества необоснованных предубеждений и предрассудков. Предубеждение — это необоснованное негативное представление о других. Следующим шагом после предубеждений и предрассудков является дискриминация. Таким образом, мы подходим к термину прямо противоположному термину толерантность. Возможно, потребность в определенности Г. Оллпорт определяет как потребность верно определить собственную точку зрения. В таком случае индивидуум действительно должен рассмотреть все варианты действий, мнения, взгляды и на базе этого сформировать собственное мнение, а не просто отказываться от осознания ситуации или человека на основе упрощения, категоризации.[16;104]
Третья черта личности, которая формирует толерантность — это меньшая приверженность к порядку (толерантная личность менее ориентирована на социальный порядок, менее педантична). Человек способен толерантно, спокойно относиться к неопрятности, небрежности, беспорядку, не придавая данному факту существенного значения. [12;46-51]
Способность к эмпатии и предпочтение демократии, свободы так же воспитывают толерантность в личности. Согласно исследованиям Д. Ричардсона и Р. Бэрона у людей с агрессивным поведением достаточно мало шансов развить у себя толерантность и принять иного, отличного от себя самого. Следовательно, агрессия является серьезным препятствием на пути развития толерантной личности.
Знание самого себя и ответственность вместе можно обозначить как «локус контроля». Локус контроля — это понятие в психологии, которое характеризует способность свойств личности присваивать собственные успехи или неудачи внешним, либо внутренним факторам. Как правило, выделяют внешний и внутренний локус контроля. Человек с внутренним локусом контроля осознает собственную ответственность за все происходящее, не перекладывает ответственность на других, не имеет склонности обвинять окружающих во всех бедах. Люди с внешним локусом контроля, наоборот, обвиняют во всем, что с ними происходит других людей, обстоятельства, высшие силы и т.д. Им трудно брать на себя ответственность. Как правило, они ее не осознают. [7;89-93]
Параметр «защищенность» (чувство своей безопасности и уверенность, что с угрозой можно справиться) выделен С.Д. Щеколдиной как существенный для формирования толерантной личности. С данным понятием тесным образом связаны позитивная картина мира и безусловное доверие. Именно защищенность, чувство безопасности, комфортное существование способствуют уважению и принятию иного человека, иной культуры, национальности, расы.
В социологии и психологии и выделяются следующие уровни толерантности:
1. Цивилизационный — это отсутствие насилия в контактах разнообразных цивилизаций и культур;
2. Международный — это условия мирного сосуществования и сотрудничества государств вне зависимости от их экономического развития, величины, религиозной и этнической принадлежности их населения;
3. Этнический — это терпимое отношение к чуждому образу жизни, чужим традициям, обычаям, мнениям, нравам и идеям.
4. Социальный — это партнерское взаимодействие между разными социальными группами социума, его властными структурами, когда признаются уважение позиций сторон и потребность такого сотрудничества;
5. Индивидуальный — это уважение к иной личности, осознание того, что наличествуют взгляды, имеющие отличия от собственных.
Таким образом, толерантность и межкультурное взаимодействие пронизывают все уровни человеческого социума и отношений в нем. Рассмотрев уровни толерантности можно отметить, что в любом социуме, государстве чувство уважения к иным культурам должно изначально проявиться в определенном человеке, в людях, составляющих социум. Только если данный индивидуальный уровень сформирован, становится возможным совершенствование толерантных взаимоотношений на более общественно значимых уровнях (этнический, социальный, международный, цивилизационный).[6; 15-17]
Толерантность имеет следующие функции:
1. предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, что способствует поддержанию и формированию стабильности группы;
2. создание имиджа сплоченной и стабильной группы, что способствует обеспечению более продуктивного взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями и др.
Таким образом, мы попытались достаточно ясно и четко сформулировать определение толерантности, уровней толерантности, функций, которые она выполняет, а также признаки личности, определяющие толерантное отношение к миру. Особое внимание мы уделили описанию качеств личности, воспитывающих в человеке толерантность или, наоборот, препятствующих ее формированию. Именно данный аспект проблематики толерантной личности нам бы хотелось раскрыть в своей работе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2005. - 270 с.
3. Бажин К.С. Работа психолога в образовательном учреждении. - Киров, 2011. - 256 с.
4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ. - 2001. - № 5. - С. 113-154.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - М.: Дрофа, 2008. - 321 с.
6. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды [Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 534 с.
7. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2002. - 693 С.
8. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. - СПб.; Изд-во СПб ун-та, 2001. - 244 с.
9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 368 с.
10. Фей В. Методики и тесты для школьников / В. Фей. - М. ЭКСМО, 2007. - 342 с.
11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. / С.Д. Щеколдина. - М.: Ось-89, 2004. - 532 с.
12. Рамазан Г. А. Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. Питер, 2004. - 314 с.
13. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с.
14. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков [Электронный ресурс]: http://www.voppsy.ru/issues/1985/856/856038.htm
15.Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
16. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Академия, 2012. - 384 с.
17. Агишева О. Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности / О.Агишева, И.Старых // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2011. - № 9. - С. 19–23.
18. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 851–855. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86184.htm.
20. Баранова В.В, Мухортова, Е.А. Опыт изучения толерантности подростков / В.В. Баранова, Е.А. Мухортова // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -357 с. ISBN 978-5-87555-725-5
21. Батракова О.А. Исследование этнической толерантности старших подростков // Достижения науки и образования. - 2018. - № 5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-etnicheskoy-tolerantnosti-starshih-podrostkov (дата обращения: 14.05.2020).
22. Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е. П. Белинская // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 5. URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2013v6n30/858 (дата обращения: 13.05.2020).
23. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
24. Большая медицинская энциклопедия. - М., 1985. - Т. 25. - С. 132.
25. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему): учеб. - метод. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов; М-во образования РФ, Рос.акад. образования, МПСИ. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 238 с.
26. Воробьев Ю.Л. Философия безопасности / Ю.Л.Воробьев // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2013. - № 7-8. - С. 7-16.
27. Горбунова П.Г. Форматы понимания толерантности: философский аспект / П.Г. Горбунова // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 6.- С. 51–54.
28. Донатович С. Мастерская толерантности / С.Донатович // Учит. газ. - 2013. - 19 нояб. - С. 3-8
29. Ефремкина И. Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков // Сибирский педагогический журнал. 2010. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-tolerantnosti-i-etnicheskih-stereotipov-podrostkov (дата обращения: 14.05.2020).
30. Карцов А.С. Права человека и толерантность / А.С.Карцов // Политические исследования. - 2010. - № 6. - С. 116-130.
31. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования / Е.Ю. Клепцова. - Москва: Акад. проект, 2004. - 173, [2] с.: ил. - (GAUDEAMUS). - Библиогр.: С. 119-126.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
33. Психодиагностика толерантности личности / [под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой]. - Москва: Смысл, 2008. - 172 с. - (Психодиагностические монографии). - Библиогр.: С. 168-172.
34. Современный философский словарь / Под общ. ред. проф. В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - (Summa). - Академический проект - 864-ISBN: 5-8291-0364-8
35. Толерантность и культура межнационального общения: учеб.- метод. пособие (для студентов вузов) / М-во регион. развития РФ, Гос. унитар. предприятие Краснодар. края «Карьера». - Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. - 305, [2] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
36. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска. / под ред.: Ю.П. Зинченко, А.В. Логинова. - М.: Наука, 2011. URL: https://www.hse.ru/data/2012/03/09/1266288819/tolerant_vvedenie.pdf
37. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с.
38. Шапкина Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 19 (99). - С. 343-345. - URL: https://moluch.ru/archive/99/22162/ (дата обращения: 13.05.2020).
39. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.